摩诃止观 «Великое прекращение [неведения] и постижение [сути]»). Трактат патриарха
тяньтай-цзун Чжи-и в 20 цз. Представляет собой запись лекций, к-рые Чжи-и читал в 594 в храме Юйчуань-сы; отредактированы и изданы его учеником Гуан-дином. Гл. внимание Чжи-и уделяет (по своей классификации) десяти видам и десяти объектам медитирования, а также двадцати пяти подготовительным «упражнениям», в к-рые входят соблюдение заповедей, психофизическая саморегуляция и т.п.
Цель рел. практики, согласно Чжи-и, в конечном счете заключается в реализации в человеке «мира будды» и подавление др. миров. Этот процесс «просветления» Чжи-и называет
чжи гуань (вар. пер. — «прекращение [неведения] и постижение [сути]», «прекращение [неведения] и постижение [истинного вида всех дел и вещей», «самопрекращение и самопостижение)
. Чжи-и выделил «пять кратких» и «десять подробных» толкований этой доктрины:
1)
Фа синь («пробуждение сердца [к стремлению достичь просветления]») — объяснение содержания доктрины с целью побудить слушателя встать на путь «просветления». Этот этап объединяет пять из десяти подробных» толкований: а) объяснение «великого смысла» (
да и)
чжи гуань; б) «толкование названия» (
чжи мин); в) «объяснение вида» (
ти сян); г) «восприятие Дхармы» (
шэ фа, см.
Фа [1]); д) объяснение «ограниченных и совершенных» (
пянь юань) учений.
2)
Сю син («овладение действием [согласно правилу]») — объяснение, как следовать Дхарме
Будды. Адепт узнает а) о «методе» (
фан бянь) и б) непосредственно о продвижении к «состоянию будды».
3)
Гань го — «ощущение плода», т.е. результата познания «великого смысла»
чжи гуань и «овладения действием».
4)
Ле ван — «разрыв сети [страстей и заблуждений]».
5)
Гуй гу («возвращение к месту») — постижение того, что в конце пути адепта ожидает нирвана (
непань).
На последних трех этапах развивается и конкретизируется материал, усвоенный на первых двух.
Фундаментальный принцип
тяньтай-цзун — возможность спасения всех живых существ, т.е. выявление в них «природы будды», нашел выражение в выделении «трех видов
чжи гуань» (
сань чжун чжи гуань).Идея универсальности спасения обусловила внимание к «ментальным способностям» (см.
цзи [1]; впоследствии — важнейшая категория буд. психологии). Классификацию
чжи гуань Чжи-и фактически строил в соответствии с «ментальными способностями» адепта к восприятию Дхармы Будды.
Первый вид
чжи гуань — «постепенное» (
цзянь цзы) следование от «мелкого» к «глубокому». Это метод предусматривает прохождение ряда ступеней от нормирования поведения на психическом уровне посредством заповедей и подготовки к медитативной практике до «сострадания к другим» на стадии архата, затем до стадии бодхисаттвы, помогающего спасаться другим, и достижения пути «вечного существования» (
чан чжу). Т.о. осуществляется принцип «сначала — прекращение, потом
— постижение». Второй вид
чжи гуань — «неопределенное» (
бу дин)
— позволяет избежать прохождения всей цепи этапов от «мелкого» к «глубокому», применяя в зависимости от обстоятельств ту или иную доктрину без объяснения предваряющих ее доктрин. Третий вид
чжи гуань — «совершенное и внезапное» (
юань дунь)
— заключается во «внезапном просветлении». Признаки
юань дунь у Чжи-и говорят о признании единого субстрата
— татхаты(кит.
ши сян, «истинный вид», «таковость»), т.е. о махаянистском характере доктрины. В выделении трех видов
чжи гуань проявилось стремление создателя доктринальной основы
тяньтай-цзун объединить в ее рамках все другие буддийские учения, представив их в качестве компонентов общей системы.
Наиболее эффективным (но и самым сложным для выполнения) является «„круглое (т.е. совершенное) и внезапное“ прекращение [неведения] и постижение [сути]». «Внезапным» является обретение «плода», т.е. озарение (и открытие) в себе «мира будды», однако ему предшествует долгая практика — постепенное прохождение по ступеням, ведущим к просветлению. В систематизированном виде его описание и дается в трактате, отсюда и его название.
Данный тип практики предполагает погружение в один из видов самадхи (
саньмэй) — особого состояния, транса, достигаемого посредством медитирования. Как отмечает Д. Стивенсон, тяньтайские авторы понимали под самадхи не только состояние психики адепта, но и методы вхождения в него. Погружению в самадхи первых трех типов предшествует выполнение пяти блоков требований, каждый из к-рых насчитывает пять пунктов: 1) выполнение пяти условий (подготовка помещения, одежды, пищи, воздержание от изучения сутр и трактатов и т.п.); 2) «обуздание пяти желаний», пробуждаемых пятью органами чувств; 3) «противодействие пяти стремлениям» (сну, желанию спорить и т.д.); 4) «регулирование пяти дел» (не голодать и не пресыщаться, правильно дышать, не лениться, но и не перенапрягаться в работе и т.д.); 5) «следование пяти правилам» (укреплять желание достичь поставленной цели, подчинять этому делу все «деяния» тела и ума и т.д.).
О практике погружения в самадхи см. статьи:
Бань син бань цзо саньмэй,
Фэй син фэй цзо саньмэй,
Чан син саньмэй,
Чан цзо саньмэй.
Источники: Сэкигути С. Кайсэцу (Комментарии) // Мо хэ чжи гуань. Т. 1. Токио, 1975;
Чжи-и (
Тиги). Мо хэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1–2. Токио, 1975.
Литература: Розенберг 0.0. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919;
он же. Труды по буддизму. М., 1991;
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998;
он же. Тяньтайская доктрина «чжи гуань» (общая характеристика // XIV НК ОГК. Ч. 1 М., 1983;
Оно Т. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1961;
Ch’en K. Buddhism in China. Princ., 1964;
Hurvitz L. Chih-i. An Introduction to the Life аnd Ideas of a Chinese Buddhist monk. Brux., 1962;
Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T’ien-t’ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986.
По материалам
А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 525-526.